Одновременно с выпуском второго номера «Нового Гермеса» в свет вышло приложение к журналу – книга известного петербургского историка античности И.Ю. Шауба «Италия-Скифия: культурно-исторические параллели».
Книга представляет собой сборник статей, посвященных разнообразным аспектам культуры античного Северного Причерноморья и Италии. Все статьи сборника объединяет сквозная тема: черты сходства (подчас поразительного) между явлениями культуры местного населения и греков-колонистов Северного Причерноморья, с одной стороны, и культурой этрусков, италиков, а также итальянцев Средних веков и Возрождения, с другой. Сама постановка вопроса о сходстве элементов культур античного Причерноморья и Италии, не имевших непосредственных контактов до римской эпохи, а также конкретный анализ проявлений данного сходства не имеет аналогов не только в отечественной, но и в зарубежной научной литературе.
Основываясь на многолетних исследованиях образов, мотивов и сюжетов в греко-варварской причерноморской среде и этрусско-италийском мире, автор приходит к убедительному выводу, что устойчивое представление о мифологических сценах на этрусских памятниках как искаженных изображениях греческих мифов или в лучшем случае вариациях на тему этих мифов, не соответствует исторической реальности. В действительности, в целом ряде случаев, когда речь идет о сюжетах, известных греческой мифологии, этрусские мастера передают гораздо более архаические варианты этих мифов, что обусловлено их общим эгео-анатолийским наследием.
Статьи, собранные в этой книге, несомненно, привлекут внимание не только тех, кто интересуется древней историей Северного Причерноморья, а также культурой и искусством Италии, но и многих религиоведов и культурологов.
1. Италия — Скифия. (Иконография и семантика одного сюжета). С. 8-16.
2. Скифские цари и этрусские лукумоны. C. 17-22.
3. Ритуальное превращение в женщину у скифов и этрусков. С. 23-27.
4. Амазонки на Боспоре. С. 28-42.
5. Змееногая богиня в Скифии и Древней Италии. С. 43-65.
6. Геракл в Италии и Скифии. С. 66-83.
7. Парис на Боспоре и в Этрурии. С. 84-94.
8. Религиозно-мифологическое значение дельфина в Ольвии и в Этрурии. С. 95-102.
9. «Гуси-лебеди» и их семантика. С. 103-113.
Приложение 1. Яйцо-жемчужина на картине Пьеро делла Франческа «Мадонна герцога Урбинского».
Семантика и истоки мотива. С. 114-123.
Приложение 2. Языческие истоки сюжета картины Джорджоне «Юдифь». С. 124-141
Старая версия сайта:
http://new-hermes-old.mcdir.ru/
dv@new-hermes.ru
© 2021 Новый Гермес
© Объединенные музеи Свято-Алексиевской Пустыни